Основная информация
Разделяющая на две части Париж р.Сена была бы серьезным препятствием для туристов, если бы не 38 мостов, перекинутых через нее, расстояние между которыми около полкилометра.
"Мост Мирабо минуют воды Сены, и дни любви...", - писал Гийом Аполлинер, белорус по происхождению. Парижские мосты воспевали поэты и певцы, композиторы и кинематографисты.
Многие туристические маршруты прокладываются змейкой. С высоты птичьего полета забавно смотреть на то, как людская толпа как зачарованная идет вдоль набережной Сены от одной достопримечательности к другой, доходя до ближайшего моста, перетекает на другую стороны и идет дальше до следующего в анфиладе моста.
Вдоль набережной стоят баржи, самых разных цветов и размеров. Некоторые из них катают туристов, другие переоборудованы в ресторанчики и кафе, а третьи – в элитные апартаменты парижан.
Самым к роскошным считается мост Александра III, украшенный позолоченными колоннами в стиле Арт-Нуво с бронзовыми светильниками, херувимами, купидонами, нимфами и крылатыми конями. 107 метровая металлическая арка соединяет эспланаду Инвалидов с Елисейскими полями.
Мост был построен в 1896 году в память о заключении франко-русского соглашения и носит имя российского самодержца. Камень в основание моста собственноручно заложил Александр III. В 1900 году на открытии моста присутствовал его сын - Николай II.
Помимо нимф, духов воды и морских чудовищ мост венчают четыре позолоченные скульптуры-аллегории: Науки, Искусства, Торговли и Промышленности. Пилоны моста также символичны – на правом берегу они представляют Францию современную и средневековую, а на левом – Францию Ренессанса и эпохи Людовика XIV. А у входа на мост на пилонах установлены фигуры, символизирующие Сену и Неву.
Мост Согласия (Pont Concorde) знаменит тем, что был построен из камней разрушенной Бастилии.
Когда-то носивший имя короля, мост, ведущий от Бурбонского дворца, где сейчас заседает Национальное собрание, к площади Согласия, был призван стать символом поверженного абсолютизма. Теперь это весьма удобная транспортная связка между левым и правым берегом Сены.
По интенсивности автомобильного движения второе место после моста Согласия занимает Мост Аустерлиц (Pont d'Austerlitz). Длина моста, расположенного между площадью Маза и набережными Аустерлиц и Сен-Бернар, 200 м, ширина - 32 м.
Построенный из металла, мост был открыт 5 марта 1807 г. и назван в честь победы, одержанной армией Наполеона I над русскими и австрийскими войсками 2 декабря 1805 г. под деревней Аустерлиц. На орнаментах, украшающих мост, выгравированы фамилии французских военачальников, убитых в битве при Аустерлице.
В 1815 год по требованию союзников, занявших Париж, мост был переименован в Королевский парк (Jardin du Roi), но это название не было принято парижанами. В 1830 г. мост вновь официально получил первоначальное название.
Первым железным мостом через Сену стал ажурный Мост Искусств (Pont des Arts), построенный в 1802 году. Он соединяет здания Французской Академии с Лувром и очень популярен у туристов.
Pont des Arts запечатлели многие знаменитые французские художники, в числе которых Огюст Ренуар, Никола де Сталь.
Мост искусств предназначен только для пешеходов. И если стоя на мосту Александра III, можно услышать, как он вибрирует - столько по нему проезжает машин. На мосту искусств туристов никто не беспокоит. Поэтому многие, подстелив газетку, просто устраиваются перекусить прямо на мосту.
Мост Менял (Pont au Change), построенный в IX веке при короле Карле Лысом, соединяет правый берег Сены с островом Сите. В средневековые времена этот мост облюбовали многочисленные лавочники и менялы. Это была главная финансовая артерия французской столицы. Мост был так плотно застроен рядами лавок, что скорее напоминал блошиный рынок, а прогуливавшиеся по нему парижане просто не видели реку.
В конце XVIII века когда лавочки и дома сносят, мост становится "нищ и гол", свой нынешний свой вид мост приобрел во время Второй Империи и с тех пор он не меняется.
Еще один знаменитый парижский мост называется "Новый". Как ни странно, но (Pont Neuf) – один из самых старых мостов Парижа. Новый мост пересекает стрелку острова Сите и состоит из двух частей, оси которых не являются точным продолжением одна другой. Южная часть моста имеет 5 пролетов, северная - 7. Его строительство началось еще при Генрихе III в 1578 году, а закончилось уже при Генрихе IV в 1606-ом. В своей средней части Новый Мост опирается на два островка Европейский и Патриарший, где несколько позднее была сооружена площадь с конным памятником Генриху IV.
В отличие от других мостов того времени, Новый мост не был застроен домами и имел тротуары для пешеходов. В течение многих десятилетий Новый мост был одним из самых оживленных мест Парижа: по обеим его сторонам размещались временные лавочки и балаганы, исчезнувшие лишь в XIX веке. Но до сих пор Pont Neuf любимое место встреч и прогулок парижан и гостей столицы.
Здесь часто устраиваются различные перфомансы. Мост то драпируют тканью, то усыпают живыми цветами. Эта идея пришла в голову Кензо в 1994 году.
Это самый романтический мост Парижа, соединяющий правый и левый берега Сены с западной частью острова Сите. Как страдала на нем Жюльетт Бинош в "Любовниках с моста Пойнт-Неф" (Les Amants du Pont Neuf)!
Мост Нотр-Дам (Pont Notre-Dame) облюбовали роллеры. А многочисленных туристов спешащих в знаменитый собор Парижской богоматери на мосту поджидают армия карикатуристов, шаржистов и просто художников..
Мост Турнель был построен 1651 году на месте деревянного моста Короля, стоявшего здесь с 1370 года. Мост венчает статуя святой Женевьевы, спасшей Париж от полчищ гуннов.
Именем финансиста и предпринимателя Кристофа Мари Pont-Marie назван мост на острове l'Ile Saint Louis, первый камень которого был заложен 11 октября 1614 года королем Людовиком XIII. В этот день в городской Ратуше был устроен прием, учитывая возраст Людовика, которому было всего тринадцать лет, "со множеством всяких сортов конфитюров и драже". Впоследствии король пожелал, чтобы остров носил его имя, что и произошло в 1726 году.
Мост Шарля де Голля (Pont Charles de Gaulle), 37-й по счету, выполнен в форме крыла самолета. Длина этого сооружения, связавшего Аустерлицкий и Лионский вокзалы – 238 м, ширина – 35 м. Мост способен выдержать нагрузку в 5 000 тонн.
Самый короткий мост в Париже так и называется – Petit Pont ("малый мост"), его длина всего 32 м. Он соединял берега Сены еще в те времена, когда Юлий Цезарь завоевывал Галлию.
А строительство гладкого, модернистского и узкого моста для пешеходов "Solferino" закончилось в 1999 году.
Первый во французской столице мост, названный в честь женщины. Мост Симоны де Бовуар, знаменитой писательницы-экзистенционалистки, протянулся на 304 метра и соединил современный городской район с производственными зданиями и многоэтажными жилыми домами на правом берегу Сены с Национальной библиотекой Франсуа Миттерана на левом берегу.